Исламский модернизм
(Islamic modernism), движение в исламе, стремящееся пересмотреть его с позиций изменившихся условий совр. жизни. В отличие от исламского фундаментализма И.м. представляет собой реакцию на империалистическую политику и эконом, господство Запада, попытку реформировать правовые и обществ, структуры, а также систему образования. Начиная с 19 в. ведущие мусульм. мыслители, такие, как Джамаль аль-Дин аль-Афгани (1838-97), и его последователи в Египте - Мухаммед Абду (1849-1905) и Рашид Рида (1865-1935), выражали озабоченность застоем в мусульм. интеллектуальной, полит, и обществ, жизни. Они выступали за реформу шариата, вновь открыв возможность иджтихада, или переосмысления, к-рое ортодоксальные мусульмане-сунниты считали недопустимым начиная с 9 в. Не следует отвергать науч. достижения Запада как несовместимые с исламом, считали эти мыслители, их следует интегрировать в религию, к-рая, в сущности, является наукой. Абду проводил различия между внутр. неизменной основой веры и практики ислама и внеш. слоями правил, способных меняться по мере изменений в обществ, жизни. Такое переосмысление права было продолжено Ридой, к-рый, формулируя новые законы, исходил из традиц. правового принципа обществ, интереса. Стремление егип. модернистов к созданию совр. мусульм. госва получило отклик в Индии, особенно в деят-ти поэта, философа, юриста и политика Мухаммада Икбала (1875-1938). Под влиянием зап. философов Гегеля, Фихте и Ницше, Икбал по-своему синтезировал и истолковывал ислам. Его взгляд на человеческое сооб-во как религ.-полит, гос-во, основанное на главенстве шариата, нашел свое практич. воплощение при образовании в 1947 г. гос-ва Пакистан. Как и егип. модернисты, Икбал различал неизменную природу шариата и разного рода построения, являющиеся рез-том интерпретации, и призывал к возобновлению иджтихада, опираясь скорее на законодат. власть, чем на улемов. Подобно мн. исламским модернистам, Икбал был привержен панисламизму и идеалу транснац. мусульм. сооб-ва, преодолевшего узкий национализм, что, по его мнению, могло бы воплотиться в создании Мусульманской лиги наций. И.м. оказал сильное влияние на большинство мусульм. стран, но, несмотря на значение, придаваемое им пересмотру шариата, последовательные реформы так и не были проведены.